История зарубежного и русского искусства

Понятие архитектуры и архитектурного стиля. Архитектура — это система зданий и сооружений; формирующих пространственную среду, удобную для жизни и деятельности людей. Эти отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города.

Искусство Римской империи В конце I в. до н. э. Римское государство, раздираемое борьбой сословий, гражданскими войнами, сотрясаемое восстаниями рабов, приходит к военной диктатуре, превращается из Республики в Империю.

Готическое искусство. Термин «готика» возник в эпоху итальянского Возрождения как выражение пренебрежения к искусству тех варварских племен, которые еще в V—VII вв. заселили западную Римскую империю и с которыми ассоциировался у итальянцев последний период искусства средневековья. «Реабилитировали» его только романтики в начале XIX столетия.

Творчество Микеланджело – скульптура, живопись и архитектура. Микеланджело Буонарроти (1475—1564) родился в Капрезе, в семье подеста (градоправителя, судьи). В 1488 г. во Флоренции, куда переехала семья, он поступает в мастерскую к Гирландайо, через год — в скульптурную мастерскую при монастыре Сан Марко к одному из учеников Донателло. В эти годы он сближается с Лоренцо Медичи, смерть которого оставила в нем глубокий след. Именно в садах Медичи и в доме Медичи Микеланджело и начал тщательно изучать античную пластику.

Искусство Киевской Руси XII века Искусство на территории России до образования Киевского государства (скифы, античные города Причерноморья, древние славяне). Периодизация. Истоки средневекового искусства Руси. Роль Византии в его становлении. Вопрос о национальном своеобразии. Русское народное искусство как основа развития русской культуры. Сравнительная характеристика системы искусства средневековья и Нового времени. Обусловленность искусства исторической ситуацией, представлением о мире, о месте в нем человека, о его влиянии на искусство.

Абстрактное  искусство как явление культуры. Нефигуративное или абстрактное направление в мировой живописи, скульптуре, кино и фотографии ХХ столетия было представлено такими разнообразными течениями как кубофутуризм, супрематизм, лучизм и конструктивизм в России, неопластицизм в Голландии, частично орфизм, ташизм, арт информель и лирическая абстракция во Франции, абстрактный экспрессионизм, абстракция жеста , позже минимализм и геометрический дизайн в США, а также такими крупными объединениями  как ГИНХУК, УНИВИС и ВХУТЕМАС в России, Де Сталь и Баухаус в Голландии и Германии.

Абстрактная живопись в России в послевоенный период(1950-80) Возрождение интереса к абстрактному искусству в России в 1950 –60е годы. Внешне, для возникновения второй волны абстракции в России существовало несколько причин, а именно: сильная традиция авангарда, продолженная в послевоенном искусстве и влияние западного абстракционизма (в частности, американского абстрактного экспрессионизма), который стал своеобразной категорией свободомыслия , противостоящего официальной советской эстетике

Характеристика периода. Архитектура. Новый тип храма - периптер. Ордерная система. Скульптура. Куросы и коры. Развитие реалистических тенденций. Расцвет монументальной пластики.

Характеристика периода. Гуманистические основы и объективизм античного искусства. Образ гармоничного человека. Архитектура. Архитектурный ансамбль афинского акрополя. Парфенон. Творчество Фидия. Эрехтейон. Скульптура. Творчество Мирона, Поликлета. Поздняя классика. Произведения скульпторов Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Леоахара.

Завоевания Александра Македонского. Художественные школы в Александрии, Пергаме, Греции, о. Родос. Пергамский алтарь: архитектура, скульптура. Эллинистическая скульптура: Венера Милосская. Лаокоон. Новое миросозерцание греков при следовании канонам классической эпохи.

Погребения этрусков, их сходство с египетскими и крито-микенскими гробницами. Росписи гробниц. Городские дома. Скульптура.

Характеристика периода. Мировосприятие римлян в сравнении с греками. Влияние Греции на религиозные и философские воззрения римлян. Особенности римской архитектуры: Аппиева дорога, храмы, гробницы. Применение бетона. Рост градостроительства. Форум Романум. Скульптурный портрет. Специфика.

Идея господства римлян над другими народами. Новый политический строй. Завоевания Рима, расширение границ. Статуи императоров. Архитектура. Зрелищные сооружения: Колизей. Роль арки и свода в римской архитектуре. Арка Тита. Жилые дома эпохи империи. Росписи виллы Мистерий. Империя 2 в. н.э. Форум Траяна, Пантеон, термы Каракаллы, Диоклетиана. Развитие римского портрета.

Разделение Римской империи на Восточную и Западную части. Роль Константинополя. Христианство - государственная религия. Античные формы быта, античная традиция. Традиции эллинизированных восточных провинций. Архитектура. Ранневизантийские храмы. Храм св. Софии. Живопись. Сложение иконографии Священного писания. Мозаики Равенны.

Социальные конфликты. Иконоборцы. Возрождение светской традиции античного искусства. Расцвет книжного орнамента.

Расцвет византийского искусства. Архитектура. Расцвет монастырей. Основные принципы крестово-купольного храма. Живопись. Классически торжественный византийский стиль в эпоху Комнинов. Мозаики св. Софии, храма Успения монастыря Дафнии. Икона "Владимирская богоматерь".

Династия Палеологов. (12-14 вв.). Последний расцвет византийского искусства. Мозаики и фрески монастыря Хора в Константинополе.

Особенности культуры славян. Произведения ремесла 6-10 вв. Керамика. Славянская мифология. Збручский идол (10в.). Формирование государства, строительство княжеских дворцов-резиденций. Развитие ювелирного ремесла. Турий рог из Черной могилы в Чернигове.

Завершение формирования Киевской Руси как государства. Принятие христианства в 988 г. Активная строительная и художественная деятельность. Десятинная церковь (990-996гг.). София Киевская (1037 г.). Мозаики и фрески Софийского собора. Расцвет книжной миниатюры. Остромирово евангелие. Зодчество Новгорода. Софийский собор (1045 г.). Живопись. Два направления в древнерусской живописи: мозаики и фрески Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве и росписи Софийского собора в Новгороде.

Процесс дробления Руси на уделы, феодальная раздробленность, споры и войны между князьями. Упрочение культурных связей с Западом и Востокомь. Интенсивное храмовое строительство. Искусство западнорусских княжеств: Смоленск, Полоцк, Галич, Волынь. Искусство Владимиро-суздальского княжества. Успенский собор во Владимире 1189. Церковь покрова на Нерли 1165. Живопись. Искусство Новгорода и Пскова. Архитектура, монументальная живопись, икона.

Интенсивное каменное строительство в Москве. Раннемосковское зодчество и живопись. Творчество Феофана Грека (ок. 1340 - после 1405). Феофан Грек и другие византийские и балканские художники в Москве.

Биографические сведения. Участие Андрея Рублева в росписях Благовещенского собора Москвы (1405). Работа с Даниилом черным над фресками и росписями Успенского собора во Владимире (1408). Особенности стиля выдающегося мастера. "Звенигородский чин". Работа в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. "Троица" (нач. 15 в.) - самое прекрасное творение древнерусской живописи. Вклад Андрея Рублева в развитие московского книжного искусства.

Архитектура. Перестройка Московского Кремля. Вклад итальянских зодчих в реконструкцию Кремля. Строительство Успенского собора (1475-1479). Аристотель Фиорованти. Перестройка Архангельского собора (1505-1509), архитектор Алевиз Новый. Храм-колокольня Иван Великий, архитектор Бон Фрязин. Грановитая палата (1487-1491), архитекторы Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари.

Иконы для Успенского собора Московского Кремля. Цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502).

Завершение объединения русских земель при правлении Ивана IV. Контроль государства над развитием искусства. Интеграция художественных школ. Роль Москвы в этом процессе. Шатровое зодчество. Церковь вознесения в селе Коломенском. 1532. Крепостная архитектура. Смоленский кремль (1595-1602), архитектор Федор Конь. Изменения в живописи. Книжная миниатюра и прикладное искусство.

Общая характеристика. Подъем художественной культуры. Распространение христианства. Религиозное миросозерцание - основа ментальности средневекового общества. "Романский стиль" в искусстве 11-12 вв. Архитектура. Замки феодалов, монастырские комплексы. Базиликальный тип храмов. Черты романского стиля в церкви Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (Франция). Вормский собор в Германии, ансамбль в Пизе (Италия). Живопись. Скульптура.

Готика - более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Новые веяния - пробуждение разума и чувства, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства. Архитектура. Готический собор. Франция - родина готики, Нотр-Дам де Пари (1163- нач.14в.), Реймский собор (1211-15в.), Амьенский собор (1218-16в.). Германия. Драматизм и экспрессивность немецкой готики. Венецианская готика - дворец Дожей (14-15 вв). Скульптура. Живопись. Техника витража. Искусство средневековой книги.

Арабский мир. Архитектура. Мечеть Омейядов в Дамаске (705-715). Прикладное искусство. Мавританское искусство. Дворец Альгамбра - архитектурный ансамбль Гранады (14в.). Прикладное искусство. Искусство Среднего Востока. Зодчество Ирана. Индийское искусство (7-18 вв.) Средневековый Китай (4-19 вв.) Архитектура. Живопись. Япония. Архитектура. Живопись. Ксилография. Творчество Кацусика Хокусая (1760-1849). Прикладное искусство.

Общая характеристика эпохи. Возрождение - новый этап в истории мировой культуры и искусства. Сложение реалистической системы в искусстве. Принцип гуманизма, утверждение достоинства и красоты человека, его разума и воли, его творческих сил. Наследие античности. Небывалый расцвет живописи, обогащение видов и жанров, процесс обособления скульптуры, светский характер прикладного искусства.

Подъем новой культуры в Италии 12-13 вв. Флоренция. Родоначальник реалистического искусства - Джотто (1266-1337).

Архитектура Флоренции. Творчество Филиппа Брунеллески (1377-1446). Купол собора Санта-Мария дель Фьоре. Творчество Леона Батиста Альберти (1404-1472). Скульптура. Творчество Донателло (ок. 1386-1466). Живопись. Расцвет монументальной фресковой живописи. Работы Мазаччо (1401-1428). Развитие батального жанра в творчестве Учелло (1397-1475). Творчество Фра Беато Анджелико (1387-1455). Произведения Филиппо Липпи (ок. 1406-1469). Флоренция последней трети 15 в. Творчество Сандро Боттичелли (445-1510). Скульптура. Живопись Средней и Северной Италии. Произведения Пьеро дела Франческо (1410-1492). Живопись Венеции.

Значение всеобъемлющей деятельности Леонардо да Винчи, подлинного основоположника стиля Высокого Возрождения, гения, чье творчество знаменовало качественный сдвиг в искусстве. Биографические сведения. Ранние работы "Крещение", "Мадонна Бенуа". Алтарная композиция "Поклонение волхвов", "Св. Иероним". Миланский период в творчестве Леонардо (1482-1499). Конная статуя Франческо Сфорца, "Мадонна в гроте"(1483-1494), "Тайная вечеря" (1495-1497)."Битва при Ангьяри", (1503-1506). Портрет Моны Лизы ("Джоконда", ок.1503 г.). Последние годы жизни. Научные и теоретические исследования.

Особенности стиля. Лирическая тема светлой материнской любви в творчестве Рафаэля: "Мадонна в зелени" (1505), "Мадонна со щегленком", "Прекрасная садовница" (1507). Поездка в Рим. Росписи Ватиканского дворца. Станцы делла Сеньятура, композиции "Диспута", 2Афинская школа". Высокие достижения Рафаэля в области портрета. Портрет папы Юлия II (1511), портрет папы Льва X с кардиналами (ок.1518). "Сикстинская мадонна" (1515-1519) для церкви св. Сикста. Последние работы: росписи виллы Фарнезины, Ватиканской лоджии.

Творчество Микеланджело Буонаротти - кульминация Высокого Возрождения и в то же время отражение глубоких противоречий культуры эпохи. Ранние работы: "Битва кентавров" (нач. 1490-х гг.). Мраморная группа "Пьета" (1498-1501). Выразительность произведения. Статуя Давида (1501-1504). Особенности пластического языка Микеланджело. Роспись плафона Сикстинской капеллы (1508-1512). Статуи пленников для гробницы папы Юлия II (ок.1513). Работа над надгробиями Медичи в капелле Сан-Лоренцо, построенной по проекту Микеланджело. Аллегории "Утро", "Вечер", "День", "Ночь" - символы времени, образы, полные тревоги и беспокойства. Последние годы жизни. Фреска "страшный суд" (1535-1541).

Демократический характер нидерландского искусства. Проникновение жанровых мотивов в религиозные сюжеты нидерландской живописи. Ян Ван Эйк (ок.1390-1441) - основоположник реализма в Нидерландах. Самоценность портрета в творчестве Ван Эйка. Живопись 16 века. Творчество Питера Брейгеля Старшего (ок. 1525-1569).

Создание национальной художественной школы живописи Фландрии. Стили барокко, реализм, влияние академизма болонской школы, караваджизма. В живописи - распространение светских сюжетов и жанров. Творчество Питера Пауля Рубенса. Алтарные композиции для храмов: "Воздвижение креста" (ок. 1610-1611). Тема борьбы человека с природой в творчестве Рубенса. "Персей и Андромеда" (1620-1621).