Понятие архитектуры и архитектурного стиля Магнитные цепи | Законы Кирхгофа | Расчёт электрических цепей | Расчёт трёхфазных цепей | Математика | Пределы | Векторная алгебра | Матрицы | Геометрия | Интегрирование | Задачи | Квантовая физика Резонанс Реакции Электротехника лекции | На главную Искусство Римской империи Готическое искусство Творчество Микеланджело – скульптура, живопись и архитектура

Искусство первобытного общества

Первобытное искусство. Связь его с трудовой деятельностью, верованиями. Основные этапы развития первобытного искусства.

Отличительные черты первобытного изобразительного искусства. Искусство эпохи палеолита: появление первых изобразительных памятников. Росписи пещеры Альтамира (Испания). «Палеолетические Венеры». Анализ шедевров первобытной живописи в пещерах Ла Мадлен и Фон де Гом во Франции.

Искусство эпохи мезолита. Климатические изменения в Европе, вымирание крупных животных. Совершенствование орудий труда. Расширение жизненного опыта человека и его представлений об окружающем мире. Появление веры в загробную жизнь. Изменение характера художественных образов в эпоху мезолита. Процесс нарастания в изобразительных памятниках схемотизации и упрощения. Появление в искусстве повествовательного начала. 

Искусство эпохи неолита. Переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Нарастания упрощения упрощения и условности в изображении человека. Зарождение орнамента. Памятники прикладного искусства.

Период бронзового века. Возникновение архитектуры как искусства. Мегалитические сооружения – менгиры, дольмены, кромлехи. Появление городищ.

Значение первобытного искусства в развитии мышления, чувственного восприятия и творческого духа человека.

Разложение первобытнообщинного строя и возникновение древнейших рабовладельческих государств в плодородных долинах больших рек. Замедленность темпов развития цивилизаций Древнего Востока. Пережитки родового строя в сознании людей. Обожествление животных и сил природы. Социальная и политическая миссия искусства, его символический характер. Различные виды искусств и их синтез. Различие ремесла и искусства. Каноны в искусстве Древнего Востока. 

Контрольные вопросы к теме

1. В какой период начинается художественная деятельность человека?

2. Каковы хронологические рамки эпохи палеолита? Мезолита? Неолита?

3. Какого типа изображения характерны для палеолита?

4. Какие виды искусства начинают оформляться в эпоху первобытного общества?

5. Назовите основные способы нанесения изображения.

6. Назовите основные сюжеты палеолитического искусства.

7. Назовите основные сюжеты неолитического искусства.

8.Назовите время появления изображений животного? Человека? «Сюжетной» композиции?

9.Назовите основные элементы первобытного орнамента и его типы.

Искусство Древнего Египта

Монументальность древнеегипетского искусства, его синкретический характер. Периодизация древнеегипетского искусства.

Додинастический период и Раннее царство. Отзвуки древнейших религиозных представлений в быту и искусстве. Вера в загробную жизнь и консервация тела умершего. Формирование основных принципов искусства в процессе отбора наиболее впечатляющих образов и примеров. Рельеф на плите фараона Нармера и его значение в формировании египетского стиля: статичность фигуры, ясность композиции, разномасштабность персонажей вследствие их социальной иерархии, монументальность сцен, соединение различных точек зрения в одном изображении, возросшее профессиональное мастерство.

Древнее царство. Период расцвета государства. Прославление божественной власти фараонов художественными формами мемориальных и дворцовых сооружений. Окончательное формирование стилевых особенностей египетского искусства.

Основные памятники архитектуры Древнего царства. Геометризм и массивность пирамид. Выработка стоечно-балочной системы в заупокойных храмах. Утолщение книзу наклонных стен как стремление к прочности и зрительному выражению устойчивости. Господство массы и пещерный характер  пространства в египетских сооружениях. Пирамиды в Гизе.

Развитие портретной скульптуры в связи с заупокойным культом. Роль канона. Скованность поз, бесстрастность выражения лица, подчеркивание мускулатуры и условная окраска тела изображенных. Соответствие скульптурных масс архитектурным формам. Преобладание плоскостной и пристенной скульптуры. Фронтальность ее восприятия. Неповторимое индивидуальное своеобразие египетского портрета. Рельеф и роспись. Художественное ремесло. Отсутствие канонов в бытовых статуях. Преобладание врезанного рельефа и плоского барельефа. Назначение и размещение рельефов и росписей в мемориальных сооружениях. Построчность, повествовательность сюжетов, декоративность и сочетание с иероглифами. Ограниченность синтеза архитектуры и изобразительного искусства.

Среднее царство. Обогащение традиций приемами искусства местных центров. Развитие peалистических тенденций в искусстве в связи с переоценкой сложившихся представлений о загробной жизни и повысившимся вниманием к индивидуальным чертам человека. Изменении в схемах построения рельефов. Поиски новых архитектурных образов. Грандиозность заупокойного ансамбля Ментухотепов в Дейр-эль-Бахари. Появление осевой композиции, колоннады, опоясывающей террасы храма и дворы колонных галерей, и протодорического типа колонны, пилонов. Статуя-памятник сына Сенусерта III Аменемхета III. Его подчеркнутый реализм и суровая мощь. Росписи в Бени-Хасане: разнообразие поз, различие уровней и пространственная среда, исчезновение искусственного масштаба, появление новых цветовых оттенков, применение смешанных красок, легкость и живописность плоских силуэтов. Развитие художественного ремесла в эпоху Среднего царства.

Новое царство. Этапы периода Нового царства и характерные преобразования в культурной жизни Египта. Внешнеполитические успехи Египта, грандиозные завоевания фиванских фараонов. Приток богатства и связи с другими культурами. Стремление к изысканности и пышности в искусстве. Влияние на культуру Египта соседних цивилизаций.

Фивы как центр строительной деятельности фараонов XVIII династии. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Логичность их планировки, сгущение масс по продольной ОСИ, пространственные перспективные эффекты. Богатство оформления храмов. Распространенный тип заупокойных храмов спокойным храм царицы Хатшепсут.

Ведущее место фиванской скульптурной школы. Индивидуальные образы царей и знати (портрет Хатшепсут, жрецов Аменхотепа и Раннаи). Смена четкости объемов в скульптурных формах изысканностью декорировки, нарядностью орнаментальных мотивов.

Анализ монументальной живописи на примере росписей из гробницы Нахта в Фивах: стремление передать движение, сложные ракурсы, певучесть линий, утонченная группировка фигурных оценок, внимание к бытовым подробностям и изменения в цветовых канонах.

Расцвет прикладного искусства.

Искусство времен Эхнатона и его преемников (амарнское искусство). Борьба Эхнатона против жречества. Культ Атона. Перелом в искусстве: сознательный отказ от канонов, стремление к правдивости образов, жизненность сцен и естественность обстановки. Одухотворенность и обаяние образов Эхнатона и Нефертити в скульптуре бюстов из мастерской Тутмоса. Обилие растительных мотивов в росписи дворца Ахетатона. Значение амарнского искусства для последующего развития египетской культуры.

Сложность и противоречивость внутренней обстановки в стране во второй половине эпохи Нового царства. Попытки Сети I и Рамзеса II поднять международный престиж Египта, а также обособиться от фиванского жречества. Возрождение грандиозного храмового строительства, расширение храма Амона в Карнаке, возведение храма Рамзеса II в Абу-Симбеле.

Символическая трактовка колонных залов наподобие нильских зарослей, тяжеловесность пышного оформления, перегруженность архитектурных элементов изображениями и надписями.

Скульптуры пещерного храма в Абу-Симбеле, их всеподавляющая мощь, достигнутая благодаря грандиозности размеров, обобщенности моделировки, умелому использованию масштаба. Возврат к каноническим композициям и сочетание их с новшествами периода Амарны. Светские образы фараонов, внимание к пейзажу, обилие сложных массовых сцен на рельефах Сети I в Абидосе. Стилистика неоднородной фиванской живописи: декоративные тенденции в гробницах жреческой знати, реалистические искания в захоронениях художников («Молитва перед пальмой»). Драматизм рельефа «Плакальщицы», выразительность очертаний его фигур, беспокойство игры теней и пространственная сложность композиции.

Позднее время. Упадок Египта и угасание его культуры. Попытки сохранения традиций в архитектуре и изобразительном искусстве. Увлечение внешней нарядностью в фиванском искусстве. Чеканные узоры и инкрустация из золота на скульптуре.

Контрольные вопросы к теме:

Какие строительные материалы использовали зодчие Древнего Египта?

2. Что такое «перистиль» и «гипостиль»?

3. В чем особенности древнеегипетских ордеров?

4. Какой тип рельефа был распространен в Древнем Египте?

5. Из каких материалов изготавливалась скульптура в Древнем Египте?

6. Объясните термин «ушебти».

7.Когда были построены классические пирамиды?

8. Какие изменения произошли в искусстве Египта в эпоху Амарна?

9.Что такое пандус? В каком храмовом комплексе он встречается?

Вопрос о генезисе искусства. Имитативная теория происхождения искусства, теория "инстинкта украшения", теория игры, теория труда. Авторы теорий, суть. Периодизация первобытного искусства. Искусство эпохи палеолита, наскальная живопись пещеры Альтамира (Испания), Ласко (Франция). Искусство эпохи мезолита и неолита. Специфика мифологии и религиозных представлений первобытных людей. Роль магии.
История зарубежного и русского искусства