Понятие архитектуры и архитектурного стиля Магнитные цепи | Законы Кирхгофа | Расчёт электрических цепей | Расчёт трёхфазных цепей | Математика | Пределы | Векторная алгебра | Матрицы | Геометрия | Интегрирование | Задачи | Квантовая физика Резонанс Реакции Электротехника лекции | На главную Искусство Римской империи Готическое искусство Творчество Микеланджело – скульптура, живопись и архитектура

Искусство Древней Месопотамии

 Сравнение с искусством Древнего Египта. Общие и отличительные черты. Значение для мирового искусства.

Искусство Шумера и Аккада. Три функции шумерской архитектуры. Роспись керамических изделий. Строительство храмов. Глиптика. Скульптура. Ювелирное искусство.

Искусство Вавилона. Дворцы и зиккураты. Ворота богини Иштар.

Контрольные вопросы к теме:

1. Как изображались люди и животные в искусстве Шумер?

2.  Основной строительный материал архитектуры Междуречья.

3. Что такое зиккурат?

1.4 Искусство Древнего Средиземноморья

Архитектура и строительство Ирана. Столица Мидии. Персеполь. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство Финикии.

1.5 Искусство Древней Индии

Специфика исторического развития Индии. Связь искусства с народной мифологией и религиозными представлениями. Неразрывная связь архитектуры, скульптуры и живописи. Своеобразие архитектуры Индии. Типы культовой архитектуры: ступа, пещерные и башнеобразные храмы. Монолитные столбы – стамбха. Ансамбли пещерных храмов – чайтьи и вихара Аджанте. Планировка и конструкция. Роль скульптуры в архитектурном ансамбле храмов. Значение искусства Индии.

1.6. Искусство Древнего Китая

Непрерывность развития культуры, прочная преемственность традиций. Прогрессивная роль канона в китайском искусстве. Расцвет искусства Китая. Архитектура, культовая и гражданская. Пагоды, дворцы, монастыри, деревянные дома – киоски. Великая Китайская стена. Значение китайской культуры и искусства.

1.7. Искусство Древней Греции

Место древнегреческого искусства в культуре человечества.

Эгейская культура как связующее звено между востоком и Древней Грецией, ее роль в развитии культуры народов Средиземноморья. Своеобразие архитектуры дворца в Кноссе. Росписи критских дворцов. Мелкая пластика. Особенности орнамента. Изобразительное искусство и мифология.

Микенкое искусство. Архитектура. Различие архитектуры Крита и Микен.

Искусство гомеровского периода (XI—VIII вв. до н. э.).

«Геометрическая» керамика. Архитектонический характер ваз. Связь их структурной формы с принципами построения архитектуры и скульптуры. Статичность. Умозрительность, логическая последовательность в создании форм искусства. Деревянная скульптура.

Греческое искусство периода архаики (VII—VI вв. до н. э.). Образование городов-государств. Республиканский образ правления. Развитие архитектурной системы и монументальной скульптуры. Сложение ордерной системы, основанной на началах ясной и целесообразной архитектоники несущих и несомых частей. Дорический и ионический ордеры. Типы греческих храмов: храм в Антах, простиль, амфипростиль, периптер. Архаическая скульптура. Типы статуй. Значение материала в скульптуре. Типы ваз. Стили росписи керамики.

Греческое искусство периода классики (V—IV вв. до н. э.). Ранняя классика (490—450-е гг. до н. э.). Слияние в искусстве живой чувственной непосредственности и рациональной конструктивности. Фронтонные композиции (храм Афины Афайи на острове Эгина). Скульптура («Дельфийский возничий», «Зевс-громовержец»). Постепенное овладение пространством в скульптуре, развитие движения. Вазопись.

Высокая классика (450—410-е гг. до н. э.). Расцвет Афин времени Перикла. Ансамбль афинского Акрополя — одна из вершин мировой культуры. Синтез искусств. Архитектура и природа. Фидий и его школа. Скульптура Парфенона. Создание физического и духовного идеала классики в произведениях Мирона («Дискобол») и Поликлета («Дорифор»). Вазопись.

Поздняя классика (конец V—IV вв. до н. э.). Пелопоннесские войны. Начало кризиса полиса. Утрата идеала свободного гражданина. Утрата гармонии жизни, ослабление духа гражданской героики. Передача в скульптуре противоречивых переживаний человека. Творчество Скопаса («Менада»), Прак-сителя («Гермес с Дионисом»), Лисиппа («Апоксиомен», «Портрет Александра Македонского»). Архитектура (Галикарнасский мавзолей, театр в Эпидавре). Вазопись. Коринфский ордер.

Искусство эллинизма (III—I вв. до н. э.)

Крушение державы Александра Македонского. Сочетание восточной и греческой форм общественного устройства. Утрата Грецией политического и экономического значения. Распространение традиций классического греческого искусства на территории эллинистического мира. Противоречивость и многоплановость культуры эллинизма. Основные черты эллинистического искусства. Центры эллинистической культуры (Пергам,  Александрия, Родос, Греция). Характеристика искусства этих школ. Искусство Северного Причерноморья.

Контрольные вопросы к теме.

1. Какое архитектурное сооружение Крита стало прообразом Лабиринта в мифах о Минотавре?

2. Какие основные темы росписей критских сосудов?

3. Назовите главный центр развития скульптуры в крито-микенскую эпоху.

4. Из какого материала выполнены колонны Большого Кносского дворца?

5. Что такое ордер?

6. В чем отличие дорического и ионического ордеров?

7. Что собой представляет храм-периптер? Амфипростиль? Диптер?

8. Каковы основные принципы древнегреческого ансамбля?

9. Назовите автора скульптурной композиции «Афина и Марсий».

10.Назовите автора статуи «Дорифор».

11.Назовите автора рельефов Парфенона.

12.Кто создал статую «Танцующая менада»?

13. К какому периоду относятся ныне сохранившиеся сооружения Афинского Акрополя? Назовите имена архитекторов построивших основные его здания.

14.Что такое хризо-элефантинная техника? С именем какого скульптора связан ее расцвет?

15.Какой сюжет избран для скульптурного убранства восточного фронтона Парфенона?

16.Назовите основные формы древнегреческих сосудов.

17.В чем отличие чернофигурного и краснофигурного стилей вазописи?

18. Как можно классифицировать сюжеты росписей сосудов?

Вопрос о генезисе искусства. Имитативная теория происхождения искусства, теория "инстинкта украшения", теория игры, теория труда. Авторы теорий, суть. Периодизация первобытного искусства. Искусство эпохи палеолита, наскальная живопись пещеры Альтамира (Испания), Ласко (Франция). Искусство эпохи мезолита и неолита. Специфика мифологии и религиозных представлений первобытных людей. Роль магии.
История зарубежного и русского искусства