Понятие архитектуры и архитектурного стиля Магнитные цепи | Законы Кирхгофа | Расчёт электрических цепей | Расчёт трёхфазных цепей | Математика | Пределы | Векторная алгебра | Матрицы | Геометрия | Интегрирование | Задачи | Квантовая физика Резонанс Реакции Электротехника лекции | На главную Искусство Римской империи Готическое искусство Творчество Микеланджело – скульптура, живопись и архитектура

Искусство Византии

 Роль и значение византийского искусства в истории куль туры средневековой Европы. Искусство эллинизма и искусство Древнего Рима как основные компоненты в сложении византийского искусства. Влияние искусства Сирии, Египта и Малой Азии. Основные этапы развития византийского искусства и их отличительные особенности.

Ранневизантийский период. Становление феодальной монархии и условия развития искусств. Строительство базилик и центрических купольных храмов.  Синтез обоих направлений в купольной базилике. Храм Св. Софии в Константинополе как вершина развития византийской архитектуры. Характер мозаичного убранства византийских храмов. Синь фона и выразительность цветовых созвучий в мозаиках из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Сочетание живого восприятия с догматической идеей. Золотой фон, яркая декоративность в мозаиках церкви Св. Виталия в Равенне. Одухотворенная чувственность образов, живописность мозаик церкви Успения в Никее (ангел «Дюнамис»). Незначительная роль скульптуры в византийском искус стве. Значение фаюмских портретов  в появлении иконописи.

Средневизантийский период. Потрясение Византийской  империи в связи с нападением славянских племен, Иранской державы и арабов. Иконоборчество, характер и причины этого движения. Распространение орнаментально-декоративных  мотивов в росписях церквей периода иконоборчества.

Расцвет Византии в период Македонской династии, сложение зрелого феодализма. Развитие типа крестово-куполыного храма. Восстановление иконопочитания. Мозаики церкви Св. Софии в Константинополе, утонченность их образов, вытянутость пропорций фигур, жесткость контурной линии («Лев VI перед Христом» и др.)- Антикизирующие тенденции в миниатюре на примере Парижской псалтыри («Давид, играющий на лире» и др.). Византия при императорах Комнинах. Нарастание спиритуализма в искусстве. Расцвет монументальной мозаики. Теологическое начало в выборе, размещении и трактовке сюжетов.

Греческая школа живописи: мозаики монастыря Дафни близ Афин («Распятие», «Сошествие в ад» и др.). Одухотворенность образов, глубина сдержанных чувств человека в иконописи («Владимирская богоматерь»).

Поздневизантийский период. Четвертый крестовый  поход и разгром Константинополя христианами-крестоносцами. Восстановление Византийского государства при императорах династии Палеологов. «Византийский ренессанс». Реалистические искания, колористическое богатство, передача пространственной среды в мозаиках церкви Хора в Константинополе («Упреки Иосифа», «Путь в Вифлем»). Драматизм и взволнованность образов в иконописи («12 апостолов»).

Волна реакции в византийском искусстве с середины XIV в., утрата монументального размаха. Нашествие турков-сельджуков и падение Константинополя. Значение византийской культуры для романского Запада, славянского Востока и народов Кавказа.

Контрольные вопросы к теме

1. Раскройте смысловое значение терминов «Византийское искусство» и «искусство Византии».

2. Какие типы храмов известны в Византии?

3. Когда возник крестово-купольный тип храма?

4.Дайте объяснения терминам: «неф», «апсида», «парус», «световой барабан», «плинфа».

5.Где в системе росписи храма место образа Пантократора? Евангелистов? Евхаристии?

6. Что означает термин «евхаристия»?

7.Назовите четыре основных извода Богоматери.

8.Назовите архитектора Св. Софии Константинопольской.

9.К какому типу храмов относится Св. София Константинопольская?

10. Что такое «мозаика», «фреска», «смальта»?

2.2. Средневековое искусство Востока

Типы культовой архитектуры Индии: ступа, храмы. Форма коллон. Декаротивное оформление. Скульптура. Тадж – Махал. Расцвет миниатюры.

Архитектура Китая. Пагоды, дворцы, монастыри, дома – киоски. Императорский дворец. Живопись и скульптура.

Особенности архитектурных конструкций Японии. Жилые дома. Монументальная и миниатюрная (нэцке) скульптура. Сады. Сухие сады. Японская школа живописи Ямото – э. Портретная и пейзажная живопись. Школа укиё-э. Ксилография. Искусство икебаны.

2.3. Средневековое искусство мусульманского мира

Периодизация искусства Ближнего Востока. Связь религии и искусства. Каноны изобразительного искусства. Живопись – орнаментальная и каллиграфическая. Запрет изображения человека. Архитектура. Мечеть, дворец, мавзолей, караван – сарай.

2.4. Европейское искусство средневековья

Искусство «варварских» государств. Развитие художественного ремесла: изделия из металла с инкрустацией драгоценными камнями и цветным стеклом. Резьба по камню и дереву. Изделия из резной кости. Вотивные колонны вестготских королей, их назначение. Основные черты ирландской миниатюры; плоскостная планировка и сводчатые перекрытия романских храмов (собор Сен Феливер в Турню и др.)- Преобладание в искусстве религиозного начала. Идеологические и декоративные функции романского искусства, отвлеченность образов и условность их трактовки, преобладание линеарных элементов и плоскостного начала. Наличие реалистических элементов в трактовке отдельных деталей при абстрактно-идеалистической общей концепции.

Романское искусство (X—XII вв.)

Основные черты и особенности романского искусства и архитектуры. Условность термина «романский» и его происхождение. Искусство Франции. Преобладание монументальной живописи в технике фрески. Школа светлых тонов (церковь Сен Савэн) на западе страны. Школа синих тонов как результат византийских влияний в восточных областях страны. Линейно-плоскостной характер миниатюр Апокалипсиса из Сен Севера.

Виды скульптуры, ее неразрывная связь с архитектурой. Строгая система расположения рельефов на фасадных плоскостях храмов, выделение порталов («Видение Апокалипсиса» в тимпане церкви в Муассаке, «Страшный суд» в тимпане портала собора в Отэне). Высокое декоративное мастерство и соответствие изобразительных композиций членениям архитектурных форм. «Адам и Ева» — скульптурная капитель церкви монастыря Клюни. Западный портал собора в Шартре и столбообразные фигуры пророков по сторонам от входного портала.

Искусство Германии. Исторические предпосылки искусства романтики в Германии, так называемое «Оттоновское возрождение» как переходная ступень от каролингского искусства к романскому. Расцвет рейхенаутскои школы живописи и отход от живописности в сторону определенно выраженного линейно-плоскостного начала. «Евангелие Оттона 111 и Книга евангелийских чтений Генриха 11» как шедевры развитого рейхенаутского стиля. Символический характер изображения императоров. Рельефы дверей соборов в Гильдеогёймс и эмоциональность сцен библейской истории. Распространение монументальной круглой скульптуры из дерева, ее массивно-обобщенные формы. Соборы в Майнце, Шпейере, Вормсе.

Искусство Италии. Типы фасадов североитальянских романских церквей, «инкрустационный стиль» в Тоскане (церковь Сан Миниато во Флоренции). Влияние византийского искусства в живописи. Мозаики «Христос Пантократор» из собора в Чефалу.

Вопрос о генезисе искусства. Имитативная теория происхождения искусства, теория "инстинкта украшения", теория игры, теория труда. Авторы теорий, суть. Периодизация первобытного искусства. Искусство эпохи палеолита, наскальная живопись пещеры Альтамира (Испания), Ласко (Франция). Искусство эпохи мезолита и неолита. Специфика мифологии и религиозных представлений первобытных людей. Роль магии.
История зарубежного и русского искусства