Понятие архитектуры и архитектурного стиля Магнитные цепи | Законы Кирхгофа | Расчёт электрических цепей | Расчёт трёхфазных цепей | Математика | Пределы | Векторная алгебра | Матрицы | Геометрия | Интегрирование | Задачи | Квантовая физика Резонанс Реакции Электротехника лекции | На главную Искусство Римской империи Готическое искусство Творчество Микеланджело – скульптура, живопись и архитектура

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА РОССИИ

Искусство Киевской Руси XII века

Искусство на территории России до образования Киевского государства (скифы, античные города Причерноморья, древние славяне). Периодизация. Истоки средневекового искусства Руси. Роль Византии в его становлении. Вопрос о национальном своеобразии. Русское народное искусство как основа развития русской культуры. Сравнительная характеристика системы искусства средневековья и Нового времени. Обусловленность искусства исторической ситуацией, представлением о мире, о месте в нем человека, о его влиянии на искусство.

Разрушение общинно-рабовладельческого строя и развитие феодальных отношений. Взаимоотношение искусства Киевской Руси с византийским искусством. Восприятие от Византии основных форм и типов архитектуры и живописи и приспособление их к местным традициям. Развитие традиций деревянного зодчества. Крестово-купольный тип храмов Св. Софии в Киеве и Новгороде. Храм как модель вселенной. Характер размещения мозаичных композиций в Софии Киевской и их художественные достоинства. Торжественный стиль искусства Киевской Руси. Синтез архитектуры и живописи. Символический характер искусства. Роль канона. Специфика мозаики как монументального искусства. Мозаика «Дмитрий Солунский» из Михайловского монастыря в Киеве. Специфика фрески. Сложение иконописи («Спас Нерукотворный», «Устюжское Благовещение»). Единый характер искусства Киевского государства и его местные художественные особенности в основных художественных центрах.

Высокий художественный уровень миниатюры и прикладного искусства.

Раздробление Руси на уделы и формирование самостоятельных художественных школ в XII—XIII вв.

Искусство периода феодальной раздробленности (XII— XIII вв.)

Владимиро-суздальское искусство XII—XIII вв. Роль великокняжеской власти в развитии архитектуры. Применение белого камня. Тесная связь архитектурных сооружений с окруЖающей природой. Пропорциональные особенности й характер декоративного убранства. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире. Церковь Покрова на Нерли. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Сравнение владимиро-суздальского искусства с романским стилем в искусстве Западной Европы. Значение народной деревянной резьбы в орнаментации фасадов архитектурных памятников. Новый, более мягкий образ богоматери в иконе «Богоматерь Оранта» (называемой Ярославской) по сравнению с мозаикой Киевской Софии. Икона «Дмитрий Солунский». Особенности композиции.

Искусство Новгорода и Пскова XII—XIJI вв. Новый характер церковной архитектуры, ее эволюция. Георгиевский собор Юрьева монастыря. Храм Спаса на Нередице. Предельное упрощение его внутреннего пространства и статичность наружного облика. Фрески церкви Спаса на Нередице, их величавая сила и суровость. Иконопись местной новгородской школы на красном фоне («Иоанн, Георгий и Власий»).

Архитектура и росписи Спасо-Преображенского собора Ми-рожского монастыря в Пскове.

Искусство периода феодальной раздробленности и начала объединения русских земель (XIV—XV вв.). Искусство Новгорода и Пскова. Широкий размах строительства. Тяготение к большой живописности пластических масс архитектуры и декоративному убранству. Изменение техники кладки и материала в архитектуре. Церковь Федора Стратилата и Спаса Преображения на Ильине в Новгороде. Своеобразие условий развития новгородской художественной культуры.

Расцвет монументальной фресковой живописи в XIV в. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине Феофаном Греком. Страстная напряженность и внутренняя сила его образов («Вседержитель», «Авель», «Троица»). Фрески церкви Федора Стратилата и церкви Успения на Волотовом поле близ Новгорода.

Новгородская икона и ее своеобразие. Воплощение в ней народных представлений. Фольклорность и сказочность икон, их тесная связь с народными языческими символами. Линейно-плоскостной характер изображения, декоративность, тонкий ритм в сочетании красок, построение композиции с сохранением «малой глубины». Знаковый (символический) характер иконы в отличие от чувственного, осязаемого характера искусства Италии периода Возрождения. Отличие иконы как своеобразной «модели мира» от европейской картины Нового времени, трактуемой как «вид из окна». Доминанта принципа изображения «как я знаю», а не «как я вижу» в древнерусской живописи. Материалы иконописи. Специфика темперной живописи. Ее сравнительная характеристика с маслом. Причины отсутствия в иконе рамы. Отсутствие иллюзии третьего измерения (пространства). Характер передачи времени в иконе. Совмещение

в одном произведении разновременных моментов («Рождество Богоматери», «Георгий с житием», «Битва суздальцев с новгородцами»).

Искусство Пскова в XIV в.

Уяснение особенностей художественного языка древнерусской иконописи на примере сравнительного анализа родственных по теме произведений средневековья и Нового времени: тема материнства и тема героя-всадника. Тема материнства: «Богоматерь Владимирская» (XI в.), «Богоматерь Толгская» (XIII в.), итальянская «Мадонна со святыми и ангелами» Джотто (1310 г.), нидерландская «Мадонна в церкви» Яна ван Эйка (XV в.), французская «Богоматерь с младенцем» Жана Фуке (XV в.).

Сравнительная характеристика особенностей художественного языка произведений на тему героя-всадника: «Чудо Георгия о змие» (XIV в.), «Св. Георгий» (начало XIV в.), «Св. Георгий» (начало XV в.), «Св. Георгий» П. Учелло (XV в.), «Св. Георгий» Рафаэля (начало XVI в.), «Купание красного коня» Петрова-Водкина (1912 г.). Традиция и новаторство в искусстве.

4.4. Искусство великокняжеской Москвы XIV—XV вв.

Москва — главный центр экономической, политической и художественной жизни страны. Отражение в искусстве идеи единения Руси и освобождения ее от татаро-монгольского ига. Формирование особенностей московской архитектуры и значение владимиро-суздальского наследия. Энергичное движение архитектурных масс, изысканность силуэта, ярусность кокошников и мягкость силуэтных линий как специфические черты ранних московских памятников (соборы Успения на Городке в Звенигороде, Спаса Андронникова монастыря).

Московская икона «Архангел Михаил» как воплощение действенного пафоса героической эпохи Куликовской битвы. Переезд в Москву Феофана Грека, его участие в росписи Благовещенского собора. Икона из деисусного чина иконостаса «Богоматерь».

Творчество А. Рублева. Росписи Успенского собора во Владимире. Передача движения с помощью гибкой линии, моделировка формы гибкими мазками. Отличие мягких лирических образов А. Рублева от суровых ликов Ф. Грека. Проникновенная человечность образа Спаса из Звенигородского собора как выражение нового нравственного идеала эпохи. Гармоническая слаженность композиции и колорита в иконе «Троица». Сравнение ее с фреской Ф. Грека и иконой Симона Ушакова (XVII в.) на эту же тему. Традиции рублевского искусства в московской культуре. Икона «Жены мироносицы у гроба господня».

Отличие московской иконописи от новгородской. Характеристика иконостаса на примере иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля (XV—XVII вв.).

Готическое искусство (XII—XV вв.) Готика как искусство периода рост торгово-рбмеслвнного населения средневековых городов, усиление рациональных тенденций в готике как результат воздействия идеологии бюргерства. Крупная роль церкви и влияние феодальной среды. Хронологические рамки господства готического стиля, общность его признаков для всех стран.

Искусство Нидерландов XV—XVI вв. Зарождение раннебуржуазной культуры в Нидерландах на почве интенсивного торгово-промышленного развития страны. Экономические и культурные связи Нидерландов с Италией, Германией и Францией. Расцвет нидерландской живописи.

Искусство Испании XVI в. Превращение Испании в мировую державу и расширение ее культурных связей. Крах политики испанских королей, наступление феодальной реакции. Подражание мастерам Высокого Ренессанса. Распространение маньеризма. Подъем национального реалистического искусства с конца XVI в.

Искусство Испании и Франции XVII века Испания — главный оплот контрреформации в Европе. Борьба реалистических и антиреалистических тенденций в испанском искусстве. Главные мастера реалистического направления. Творчество Хусепе Риберы и влияние на него караваджизма.

Искусство Италии XVIII века Особенности экономики, политики и культурного развития европейских стран в период углубившегося кризиса абсолютизма и укрепления капиталистического уклада. Сосуществование двух идеологий — деградирующего феодального дворянства и стремящегося к власти буржуазного класса. Отражение в искусстве буржуазных и феодально-аристократических интересов. Противоречие и борьба стилистических концепций классицизма, рококо и реализма.

Основные тенденции развития зарубежного искусства конца XIX—XX в. Закономерности развития капиталистического общества периода империализма. В. И. Ленин о двух культурах в каждой национальной культуре. Кризис буржуазной культуры. Развитие идеалистических концепций в философии, тяга к подсознательному, интуитивному. Зарождение модернистских направлений в искусстве. Переплетение различных творческих методов в искусстве художников Запада.

Искусство времени образования Русского централизованного государства (конец XV—XVI в.) Сложение общерусского централизованного государства. Освобождение от татаро-монгольского ига. Широкое строительство в Москве. Ведущая роль архитектуры среди других видов искусства. Реконструкция Московского Кремля при Иване III. Привлечение итальянских мастеров и возведение монументальных Успенского и Архангельского соборов. Сохранение традиционных приемов русского зодчества и внесение ордерных мотивов.

Русское искусство 18 века Своеобразие развития искусства в России в XVIII в. Переход к светским формам художественного творчества в России. Изменение задач искусства в связи с развитием материалистического мировоззрения. Утверждение принципов реализма, основанных на эстетике просветителей. Творческая переработка русскими художниками достижений западноевропейского искусства Нового времени. Характеристика стилей барокко и классицизма.

Русское искусство первой половины 19 века Кризис и разложение феодально-крепостнической системы. Развитие капиталистических отношений. В. И. Ленин о трех этапах освободительного движения в России. Воздействие общественных событий — войны 1812 г., восстания декабристов, революционного движения 1840-х гг. на русскую художественную культуру. Развитие эстетической мысли. В. Г. Белинский и его эстетика. Путь искусства от классицизма и романтизма к критическому реализму.

Русское искусство конца 19 – начала 20 веков Начало империалистического этапа в развитии капитализма в России. Воздействие революции 1905 г. на искусство. Нарастание кризиса буржуазной культуры. Главные художественные объединения, основные направления в искусстве этого периода. Многогранность искусства. Художественные школы.

Беспредметное искусство ХХ века стало квинтэссенцией взглядов и философских поисков человечества на протяжении нескольких последних столетий. Художественные приемы, созданные внутри абстрактной живописи оказались чрезвычайно интересными и плодотворными для современной художественной культуры. Сегодня эти методы активно используются в декоративно-прикладном искусстве, дизайне, фотографии, хотя в чистом виде говорить об «абстракции» сегодня сложно, так как абстрактная живопись как жанр встречается сейчас значительно реже, чем хотя бы 20 лет назад.

Архитектура храмов (Карнакский и Луксорский комплексы в Фивах). Особенности заупокойного храма Хатшепсут (15 в. до н.э.). Особенности скульптуры. Амарнский период (перв. пол. 14 в до н.э.). Реформы Эхнатона. Скульптура. Портреты Эхнатона, Нефертити, дочерей. Искусство Нового царства (14-11 вв. до н.э.).
История зарубежного и русского искусства