Накопители на жестких магнитных дисках Классификация современных компьютеров Архитектура персонального компьютера Some poker strip rooms, however, will use their own proprietary software. Операционная система Windows Типы локальных сетей Несанкционированный доступ и вирусы СУБД MS Access

Курс лекций по информатике, персональный компьютер

Запросы, формы и отчеты

Запросы

Запросы позволяют выбрать необходимые данные из одной или нескольких взаимосвязанных таблиц, отобрать нужные поля, произвести вычисления и получить результат в виде новой таблицы. Через запрос можно производить обновление данных в таблицах, добавление и удаление записей.

В СУБД MS Access 2003 имеется удобное для пользователя графическое средство формирования запроса по образцу - QBE (Query By Example), с помощью которого легко можно построить сложный запрос. При конструировании запроса достаточно выделить и перетащить необходимые поля из таблиц в бланк запроса и ввести условия отбора записей. Пример окна Конструктора запроса приведен на рис. 19. Электронный бизнес, его классификация. Сегодня мы становимся свидетелями рождения нового сектора в экономике, который все чаще называют электронным бизнесом, Интернет-экономикой. Интернет-бизнесом, электронной коммерцией (ЭК). Темпы развития этого сектора высоки, его оборот ежегодно удваивается.

Рис. 19. Окно Конструктора запроса Модернизация и ремонт Профилактическое обслуживание жестких дисков Персональные компьютеры

Ограничения, которые необходимо учитывать при составлении запроса в СУБД MS Access 2003, показаны ниже в таблице.

Атрибут

Максимальный размер

Количество таблиц в запросе

32

Предел сортировки

255 символов

Размер набора записей

1 Гбайт

Количество сортируемых полей

10

Число уровней вложенных запросов

50

Число символов в ячейке запроса

1 024

Количество операторов AND в предложениях WHERE / HAVING

40

Последовательное выполнение ряда запросов позволяет решать достаточно сложные задачи, не прибегая к программированию, что очень важно для большинства пользователей.

4.2. Формы

Экранные формы обеспечивают корректный ввод взаимосвязанных данных. Такие формы, как правило, в значительной степени соответствуют виду первичных документов - источников данных для загрузки справочной и оперативной информации.

В СУБД MS Access 2003 формы создаются с помощью Конструктора (пример одной из них представлен на рис. 20). При этом указывается, из какой таблицы нужно отображать данные, какие именно поля должны присутствовать на экране, нужны ли вычисляемые поля, какие графические элементы оформления использовать - линии, рисунки, поясняющий текст.

Рис. 20. Пример экранной формы

Графические объекты формы, связанные с записями таблиц и предназначенные для отображения данных некоторого поля, называются элементами управления. К ним относятся, например, текстовое поле, поле со списком, список. Графические объекты, не связанные с таблицами или запросами, предназначены для оформления. Они могут содержать надписи полей, заголовки, комментарии и т.д.

В форме могут быть предусмотрены кнопки управления, например, для перехода к другим записям в просматриваемой таблице, для работы с записями (добавить, удалить, сохранить и т.д.), для работы с формами (открыть, закрыть, обновить).

4.3. Отчеты

Отчет, созданный в СУБД MS Access 2003, может удовлетворить самые высокие требования к оформлению документов. Как и любой другой объект базы данных, отчет создается с помощью Конструктора (рис. 21).

Рис. 21. Конструктор отчета

Отчет изначально разбит на разделы: заголовок, верхний колонтитул, область данных, нижний колонтитул, примечание. Заголовок выводится только в начале, а примечание только в конце. Колонтитулы появляются на каждой странице и содержат, как правило, дату и номер страницы. В области данных размещаются поля таблиц и запросов, на которых строится отчет, тексты подписей, линии, прямоугольники. Каждый элемент, а также раздел и отчет в целом обладают свойствами, которые можно изменить.

Если требуется группировать записи по полю, в окно Конструктора отчетов могут быть добавлены разделы "Заголовок группы" и "Примечание группы" для размещения в них соответствующих заголовков и итоговых выражений. Важной является возможность предварительного просмотра сформированного документа перед его выводом на печать.

5. Сервисные операции

5.1. Главная кнопочная форма

– это меню пользователя. Она создается с помощью "Диспетчера кнопочных форм". Первый уровень кнопочной формы обычно создается по следующему алгоритму - включаем Диспетчер кнопочных форм, изменяем структуру кнопочной формы, даем новый текст названия кнопки и привязываем к кнопке команду (выбираем из списка).

5.2. Макросы

- это средство автоматизации повторяющихся операций за счет превращения их в простую процедуру (нажатие специальной кнопки, команды в меню или комбинации клавиш). Например:

открытие и закрытие нескольких форм или отчетов,

вывод на экран или на печать нескольких документов,

отмена - восстановление отображения панелей инструментов и т.д.

5.3. Модули

Это самостоятельные объекты БД. Они используются для хранения кода языка MS VBA (Visual Basic for Applications). Каждый модуль содержит одну или несколько процедур автоматизации обработки БД. Состав модуля - это область описания и одна или несколько процедур. Область описания - это описание данных и объектов в последовательности (БД, модуль, область описания, процедура, код, оператор). Процедура - это последовательность операторов или программный код. Она может быть 2-х типов. Процедуры-подпрограммы, активизирующиеся при обращении к ним по имени. Например, для задания свойств формы, для заполнения списка значениями, полученными в результате вычисления. Процедуры-функции, которые после выполнения возвращают некоторое значение для использования в операторах как переменная.

5.4. Настройки

Для создания нужной пользователю вычислительной среды применяются настройки, расположенные на 10-ти закладках (Меню\Сервис\Параметры).

1) Вид (опции окна программы - строка состояния, окна запуска, скрытые объекты, системные объекты и опции конструктора макросов - столбец имен и условий).

2) Общие (поля страниц при печати документа, папка, в которой по умолчанию сохраняются БД, порядок сортировки, звуковое сопровождение разных действий).

3) HTML (параметры для работы с гиперссылками и HTML-документами).

4) Правка/поиск (параметры выполнения операций редактирования, поиска и замены).

5) Клавиатура (задает режимы работы клавиатуры при вводе данных. Переход по полям по стрелкам влево/вправо и т.д.)

6) Режим таблицы (для установки параметров таблиц - цвет и шрифт, ширина колонок, цвет линий сетки и фона, способ отображения ячеек таблицы).

7) Таблицы/Запросы (устанавливаются параметры "по умолчанию" в режимах конструктора таблиц и конструктора запросов.

8) Формы/отчеты (для параметров "по умолчанию" для конструктора форм и отчетов).

9) Модуль (установки "по умолчанию" при разработке модуля).

10) Другие (настройки для ЛВС - общий доступ, виды блокировки, число повторов и период обновления, время ожидания, перехват ошибок).

5.5. Сервисные операции

1) Проверка орфографии. Обеспечивают авто-исправление ошибок ввода. Используется словарь. Включается система и при обнаружении слова, отсутствующего в словаре, появляется диалоговое окно "Орфография". Можно это слово пропустить, добавить в словарь, заменить.

2) Автозамена. Автоматически исправляет ошибки и опечатки непосредственно в процессе набора данных в базу. Список автозамены "общий" для MS Office 2003. Есть много настроек как делать замену.

3) Устранение конфликтов в ЛВС. На удаленных рабочих станциях пользователи могут работать с копиями БД, а затем делать их синхронизацию (запуск - Меню\Сервис\Репликация\Устранить конфликты).

4) Средства анализа БД. Позволяют оптимизировать построение БД, документировать ее состояние, исключить повторы данных в таблицах, повысить производительность.

6) Средства защиты БД. Позволяют предотвратить умышленные или случайные операции (просмотр, изменение, удаление информации) лицами, которые не имеют соответствующих прав доступа (это особенно важно в ЛВС). Способы защиты – это установить пароль на открытие БД, ввести рабочую группу, ограничение доступа, изменение прав владения, шифрование БД.

7) Репликация предоставляет пользователям, которые работают за различными компьютерами, удобный способ обмена изменениями, вносимыми в единую БД. Репликация имеет широкое практическое применение. Для создания и синхронизации реплик в MS Access 2003 предусмотрены команды репликации.

База данных - множество логически совместимых файлов данных.

Банк данных – автоматизированная информационная система централизованного хранения и коллективного использования данных. В его состав входят одна или несколько баз данных, справочник баз данных, СУБД, а также библиотеки запросов и прикладных программ.

Банк данных - совокупность нескольких баз данных с программами управления ими и совместимыми аппаратными средствами.

База знаний – модель, предназначенная для представления в компьютере знаний, накопленных человеком в определенной предметной области. Является основной составной частью интеллектуальных и экспертных систем.

Транзакция – короткий по времени цикл взаимодействия объектов, включающий запрос – выполнение задания – ответ. Обычно осуществляется в режиме диалога.

Транзакция - входное сообщение, переводящее базу данных из одного непротиворечивого состояния в другое (запрос на изменение базы данных). В зафиксированной транзакции все операции завершены.

Компьютерные сети

ЛОКАЛЬНЫЕ СЕТИ

Подавляющее большинство персональных компьютеров в мире работают в сетях. Локальные сети персональных компьютеров (часто их называют локальные вычислительные сети - ЛВС) получили очень широкое распространение, так как 80-90% информации циркулирует вблизи мест ее появления и только 10-20% связано с внешними взаимодействиями. Локальные сети связывают компьютеры, размещенные на небольшом расстоянии друг от друга. Главная отличительная особенность локальных сетей - единый высокоскоростной канал передачи данных и малая вероятность возникновения ошибок в коммуникационном оборудовании. В качестве канала передачи данных используются витая пара, коаксиальный или оптоволоконный кабель и др.

 Цели создания и преимущества использования

локальных компьютерных сетей

Основной целью создания локальных компьютерных сетей является совместное использование ресурсов и осуществление интерактивной связи как внутри одной фирмы, так и за ее пределами. Ресурсы - это данные и приложения (программы), хранящиеся на дисках сети, и периферийные устройства, такие как внешний дисковод, принтер, модем и т.д. Понятие интерактивной связи компьютеров подразумевает обмен сообщениями в реальном режиме времени.

Основными преимуществами работы в локальной сети являются:

1. Возможность хранения данных персонального и общего использования на дисках файлового сервера. Благодаря этому обеспечивается одновременная работа нескольких пользователей с данными общего применения (просмотр и чтение текстов, электронных таблиц и баз данных), многоаспектная защита данных на уровне каталогов и файлов, создание и обновление общих данных сетевыми прикладными программными продуктами, такими как Excel, Access.

2. Возможность постоянного хранения программных средств, необходимых многим пользователям, в единственном экземпляре на дисках файлового сервера. Заметим, что такое хранение программных средств не нарушает привычных для пользователя способов работы. К программным средствам, необходимым многим пользователям, относятся, прежде всего, прикладные программы общего назначения, такие как текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, системы управления базами данных и т.д. Благодаря указанной возможности обеспечивается рациональное использование внешней памяти за счет освобождения локальных дисков рабочих станций от хранения программных средств и надежность хранения программных продуктов за счет применения средств защиты сетевой ОС.

3. Обмен информацией между всеми компьютерами сети. При этом обеспечивается диалог между пользователями сети, а также возможность организации работы электронной почты.

4. Одновременная печать всеми пользователями сети на общесетевых принтерах (одном или нескольких). При этом обеспечивается доступность сетевого принтера любому пользователю, возможность использования мощного и качественного принтера при его защищенности от неквалифицированного обращения.

5. Обеспечение доступа пользователя с любого компьютера локальной сети к ресурсам глобальных сетей при наличии единственного коммуникационного узла глобальной сети.

  Особенности организации локальных сетей

Информационные системы, построенные на базе компьютерных сетей, обеспечивают решение следующих задач: хранение данных, обработка данных, организация доступа пользователей к данным, передача данных и результатов обработки данных пользователям.

В системах централизованной обработки эти функции выполняла центральная ЭВМ.

Компьютерные сети реализуют распределенную обработку данных. Обработка данных в этом случае распределена между двумя объектами: клиентом и сервером.

Клиент - задача, рабочая станция или пользователь компьютерной сети.

В процессе обработки данных клиент может сформировать запрос на сервер для выполнения сложных процедур, чтение файла, поиск информации в базе данных и т.д.

Сервер выполняет запрос, поступивший от клиента. Результаты выполнения запроса передаются клиенту. Сервер обеспечивает хранение данных общего пользования, организует доступ к этим данным и передает данные клиенту.

Клиент обрабатывает полученные данные и представляет результаты обработки в виде, удобном для пользователя. В принципе обработка данных может быть выполнена и на сервере. Для подобных систем приняты термины - система клиент-сервер или архитектура клиент-сервер.

Архитектура клиент-сервер может использоваться как в одноранговых локальных вычислительных сетях, так и в сети с выделенным сервером.


Работа с электронными таблицами