Накопители на жестких магнитных дисках Классификация современных компьютеров Архитектура персонального компьютера Операционная система Windows Типы локальных сетей Несанкционированный доступ и вирусы СУБД MS Access

Курс лекций по информатике, персональный компьютер

Термины и определения

Жесткий диск - устройство, содержащее одну или несколько жестких пластин, покрытых магнитным материалом, на который могут быть записаны (или считаны) данные при помощи магнитных головок. Жесткий диск находится в герметичном защитном корпусе. Запись и чтение данных на жестком диске выполняются значительно быстрее, чем на гибком диске.

Жидкокристаллический индикатор - тип индикаторов, используемый в электронных часах и многих переносных компьютерах. ЖКИ используют два слоя поляризующего материала с помещенным между ними жидкокристаллическим раствором. При прохождении электрического тока через раствор кристаллы выравниваются, переставая пропускать свет. Таким образом, каждый кристалл действует как жалюзи, пропуская свет или препятствуя его прохождению.

Залипание клавиш - средство клавиатуры, которое после нажатия клавиш CTRL, ALT, SHIFT или клавиши с логотипом ОС Windows сохраняет их в активном состоянии до нажатия следующей клавиши. Это удобно для пользователей, которым трудно нажать две клавиши одновременно.

Записываемый компакт-диск – это диск, на который можно в несколько приемов записывать данные, но их нельзя удалять.

Звуковая плата - плата расширения для ПК, обеспечивающая возможность записи и воспроизведения звука.

Игровой порт - разъем ввода/вывода для подключения к компьютеру джойстика или других игровых устройств. Обычно это 15-контактный разъем на задней стенке компьютера.

Интерфейс – определенная стандартами граница между взаимодействующими в информационном пространстве объектами. Основные стандарты сетевого уровня. Информационно-вычислительные системы и сети

Интерфейс пользователя – интерфейс, определяющий процессы взаимодействия пользователя с ОС Windows или с информационным ресурсом в Интернет.

Интерфейс IDE - интерфейс для накопителей на магнитных дисках, в котором контроллер находится в самом устройстве, что позволяет обойтись без отдельной платы адаптера. IDE имеет ряд преимуществ, таких как упреждающее кэширование, повышающее общее быстродействие.

Интерфейс MIDI - стандарт последовательного интерфейса, позволяющий соединять синтезаторы, музыкальные инструменты и компьютеры.

Интерфейс SCSI - стандартный высокоскоростной параллельный интерфейс, разработанный Национальным институтом стандартов США (ANSI). Интерфейс SCSI используется для подключения микрокомпьютеров к периферийным устройствам, таким как жесткие диски и принтеры, а также для подключения к другим компьютерам и локальным сетям.

Инфракрасное излучение - излучение, длина волны которого превышает длину волны красного света. Для передачи и получения сигналов инфракрасной связи используются передатчики и приемники инфракрасного излучения.

Инфракрасное устройство - компьютер или периферийное устройство, такое как принтер, использующее для связи инфракрасное излучение.

Инфракрасный порт - оптический порт, предназначенный для связи компьютера с другими компьютерами или устройствами посредством инфракрасного излучения, без кабелей. Инфракрасные порты применяются на некоторых переносных компьютерах, принтерах и камерах.

Itanium - микропроцессор Intel, использующий явное распараллеливание вычислений и 64-разрядную адресацию памяти. Основной цикл работы компьютера Важной составной частью фон-неймановской архитектуры является счетчик адреса команд. Этот специальный внутренний регистр процессора всегда указывает на ячейку памяти, в которой хранится следующая команда программы. При включении питания или при нажатии на кнопку сброса (начальной установки) в счетчик аппаратно заносится стартовый адрес находящейся в постоянном запоминающем устройстве программы инициализации всех устройств и начальной загрузки. Дальнейшее функционирование компьютера определяется программой. Вся деятельность компьютера – это непрерывное выполнение тех или иных программ, причем программы могут в свою очередь загружать новые программы и т.д.

Источник бесперебойного питания - источник питания, обеспечивающий бесперебойную работу компьютера. ИБП использует батареи аккумуляторов для питания компьютера во время сбоев в электросети. Кроме того, ИБП защищают компьютер от скачков и падений напряжения.

Кластер - в запоминающих устройствах это минимальный объем дискового пространства, который может быть выделен для размещения файла. Все файловые системы, используемые ОС Windows для работы с жесткими дисками, основаны на кластерах, которые состоят из одного или нескольких смежных секторов. Чем меньше размер кластера, тем более эффективно используется дисковая память.

Кодек - оборудование для преобразования звуковых и видеосигналов в аналоговую или цифровую форму; аппаратное или программное обеспечение для сжатия и распаковки звуковых и видеоданных; а также сочетание этих компонентов. Как правило, кодек сжимает цифровые данные, чтобы они занимали меньше памяти.

Количество цветов - число цветов на точку, которое поддерживается монитором и графическим адаптером.

Конфигурация оборудования - настройка ресурсов, связанная с конкретным устройством. С каждым устройством в компьютере связана конфигурация, которая может включать значения для линии запросов на прерывание (IRQ), канала прямого доступа к памяти (DMA), порта ввода-вывода и адресов памяти.

MIDI (Musical Instrument Digital Interface) – cпецификация, определяющая протокол для описания музыкальных данных, например, сообщений начала и окончания звучания ноты. Кроме того, так называется стандартный интерфейс устройств.

MPEG (Moving Picture Experts Group) - комитет, разрабатывающий международные стандарты для кодирования звуковой и визуальной информации в цифровой сжатый формат. Сокращение MPEG добавляется в начало отдельных спецификаций, разработанных комитетом.

Клавиатура

Это клавишное устройство для ввода алфавитно-цифровых данных и команд управления.

Принцип действия клавиатуры заключается в следующем:

При нажатии на клавишу (или комбинацию клавиш) контроллер клавиатуры генерирует скан-код.

Скан-код поступает в порт (микросхема, связывающая процессор с устройствами ПК) клавиатуры, который выдает прерывание с номером 9.

Процессор откладывает текущую работу и по номеру прерывания находит программу обработки прерывания.

Программа-обработчик направляет процессор к порту клавиатуры, где он находит скан-код нажатой клавиши, загружает его в свои регистры и затем под управлением обработчика определяет, какой код символа соответствует данному скан-коду.

Обработчик прерывания отправляет полученный код символа в буфер клавиатуры и прекращает свою работу.

Процессор возвращается к отложенной задаче.

Введенный символ хранится в буфере клавиатуры до тех пор, пока его не заберет оттуда программа, для которой он предназначался, например текстовый редактор.

Стандартная клавиатура имеет более 100 клавиш, функционально распределенных по нескольким группам:

Алфавитно-цифровые клавиши с типовой раскладкой QWERTY. Раскладки принято именовать по символам, закрепленным за первыми клавишами верхней строки алфавитной группы.

Функциональные клавиши, размещенные в верхней части клавиатуры (от F1 до F12).

Служебные клавиши (Shift, Enter, Backspace и др.). Они имеют увеличенный размер.

Клавиши управления курсором.

Клавиши дополнительной панели. Они дублируют действие цифровых и некоторых знаковых клавиш основной панели.


Работа с электронными таблицами